Как эффективно исправлять ошибки

в устной речи студентов


Когда дело доходит до исправления ошибок, хороший преподаватель всегда позитивно относится к недочетам устной речи студента. Корректирует аккуратно, чтобы ни в коем случае не перебить во время разговора. Никогда не исправляет в лоб. Не использует фразы: "Нет" , "Ты неправильно произносишь" или «Так не говорят по-русски».

Сегодня мы поговорим о том, как лучше исправлять ошибки студентов в устной речи. Коррекция ошибок не просто важна, но и очень нужна каждому студенту. Ведь именно для этого он обращается к преподавателю - чтобы научиться ПРАВИЛЬНО владеть изучаемым языком. 

Исправлять ошибки в устной речи в моменте выглядит как то, что мы перебиваем студента (с благими, естественно, намерениями :)
В некоторых случаях это, безусловно, необходимо - когда на это есть запрос. А как это сделать лучше? Ведь дать готовый ответ студенту - не самое продуктивное действие. Когда студент находит правильные ответ сам, работа строится более эффективно. Он лучше отрабатывает структуры, запоминает. А при наличии готового ответа, которым ему любезно предоставляет преподаватель, никакого усилия не прилагается и эффективность существенно падает.

Давайте разберем 2 примера.

1) Подготовленная речь. Студент выполняет упражнения, зачитывая, например, домашнее задание.
На данном этапе от студента идет активный запрос на обратную связь, чтобы понять, корректно или нет выполняется работа.
Как мы можем исправить ошибку студента, если не исправлять напрямую?
Мы можем вернуться к образцу (не зря даются модели в начале упражнения) или привести схожий пример для образца. Также можно вернуться к примеру, который студент сам недавно сделал отлично.
Если студенту необходимо зачитывать ответы перед группой, учитывайте, что может представлять собой достаточно сильное давление. Дайте возможность избавиться от волнения и подготовить, проверить задания в мини группах, прежде чем переходить к зачитыванию своих ответов перед большой аудиторией.

2) Неподготовленная речь. Студент отвечает на вопросы, обсуждает новую тему, делится мнением.
Чтобы не перебивать студента, вставляя свои пять копеек, предлагаем использовать как минимум 2 варианта:
- Уточняющие вопросы
- Перефразирование

Например:
Ваш студент рассказывает, как провел выходные, и говорит такую фразу: “Я встречал друга когда шел в кино” (перепутал совершенный/несовершенный вид)
Я могу задать уточняющий вопрос:
Где именно ты встретил друга? - Отвечая он может опереться на модель из моего вопроса.

Перефразирование: “Серьезно, ты встретил друга?”
Этот вариант уступает по продуктивности, так как студент может ответить односложно "да/нет". Но польза будет куда выше, чем перебить его строгим: "Не встречал, а встретил!"

Для обратной связи после блока устной речи Вам помогут записи. Предупредите студента/студентов, что в течении урока Вы будете фиксировать интересные темы, новые слова , на что Вы обращаете внимание, для вашей совместной последующей работы (чтобы он не думал, что Вы конспектируете его ошибки).

В конце урока можно систематизировать ошибки по категориям (а не выдавать перечень ошибок) и составить план коррекции пробелов в знаниях. И резюмировать эту работу примерно так: “Чтобы лучше усвоить материал, на следующем уроке мы с Вами еще раз вернемся к прошедшему времени глагола, повторим новую лексику на тему здоровья и закрепим ……..” Тогда и у Вас, и у студента будет понятный план работы над ошибками.

Обратите внимание, что исправление ошибок в лоб, какими бы благими не были наши намерения, могут отбить желание говорить в целом, вселить неуверенность. Поэтому, крайне важно найти комфортную, но не менее эффективную форму обратной связи.